Обзор коньков CCM Tacks XF Pro

В прошлый раз я подготовил обзор на коньки AS-V Pro от CCM, в конце которого сделал маленький спойлер об актуальном флагмане семейства Tacks – XF Pro, который назвал не только лучшими представителями линейки, но и самыми интересными коньками CCM, которые я использовал с момента появления U+Crazy Light, а катался я на всем, что выходило после них. В данном материале я расскажу обо всех достоинствах и недостатках текущей топовой модели, но и это еще не все: мне предложили, а я решил не отказываться от возможности сравнить XF Pro c коньками, которые стоят ниже в линейке — XF 80. Думаю, что это любопытный опыт, который позволит взглянуть на реальные отличия между моделями разных ценовых категорий.
В плане стоимости сегодня приобретение конька AS-V Pro выглядит крайне заманчиво, особенно зная, что коньки у CCM получились действительно отличными. Но, если мы хотим получить лучшее, то есть смысл смотреть на актуальные XF Pro. Можно сказать, что AS-V Pro является коньком прошлого поколения, где из платформы уже был выжат максимум и шаг на следующий уровень был сделан именно в XF Pro. Это касается использования нового композита, мыска и, самое главное, посадки ноги в ботинке. Давайте обо всем по порядку.
🟠 Получайте скидки от партеров проекта по промокоду icehockey360. Для этого на сайте есть специальный раздел Power Play, где партнеры предлагают для моих читателей свою продукцию и сервисы на улучшенных условиях. Получайте скидки, подарки или прочие бонусы просто за применение промокода icehockey360. Посмотреть весь список партнеров и их предложений можно по ссылке.
В линейку коньков Tacks 2024 года входят пять моделей разного уровня — XF Pro, XF, XF 90, XF 80 и XF 70. Вспоминая, когда у CCM появилась монолитная конструкция ботинка в модели Super Tacks в 2016 году, это была опция, доступная исключительно флагманской модели. Со временем она становилась доступна в коньках более доступной ценовой категории и сегодня мы видим, что она присутствует в четырех из пяти моделей: только модель начального уровня XF 70 имеет классическую составную конструкцию. Надо признать, что данный конек во многом удивил с позитивной точки зрения. Как и многие, я живу стереотипом, что коньки в нижней части линейки вообще не представляют никакого интереса для игры в хоккей, но сейчас я понимаю, что ситуация меняется. На это повлияло несколько факторов. Первый: раньше в линейку входило большее количество моделей и конек, подходящий именно для игры в хоккей, начинался примерно с ее середины. Тут все зависит от уровня вашей игры и уровня игры соперника (это важно для определения защитных свойств ботинка). Второй: производители выводят из линейки нижние решения и оставляют в них именно те модели, которые пригодны для игры в хоккей, а коньки для активного отдыха выводят за их пределы. У ССМ, например, это конек Next. В итоге XF 80 очень даже интересными коньками, особенно если сравнивать их стоимость с флагманом. Думаю, что оптимальным выбором будет XF 90 (а XF 80 — разумный минимум): у данных коньков ботинок уже выполнен из хорошо известного композитного материала RFM (Rocketframe) и имеет индекс жесткости 180 единиц. Для сравнения, у топовых Ribcor 100K в свое время была переменная жесткость 175-185 единиц, но это уже была профессиональная модель, хоть и самая гибкая в ассортименте CCM.
Как я и сказал выше, обе модели имеют монолитную конструкцию ботинка, но, разумеется, они обладают разной жесткость. Флагманская модель Tacks имела традиционно самый высокий показатель и он так и остался на отметке 215 единиц. На его фоне 160 единиц у XF 80 смотрятся не так внушительно, но конек достаточно плотный, чтобы он давал хорошую боковую поддержку. Здесь важно понимать, что чем выше уровень конька, тем более продвинутый материал ботинка в нем используется, что служит залогом более длительного сохранения данного показателя жесткости с течением времени. Разумеется, «уставать» ботинок XF 80 будет быстрее. В этом также есть некое преимущество покупке более продвинутых коньков — увеличенный ресурс и длительное сохранение первоначальных характеристик. Для сравнения топовая модель семейства JetSpeed уже длительное время обладает показателем жесткости 195 единиц, но совсем скоро в продаже появится новое поколение, где флагман FT8 Pro станет мощнее и индекс жесткости увеличится до отметки 205 единиц. У каждой линейки своя философия и особенности и реализовать ее получается также и за счет разной жесткости корпуса ботинка. Семейство JetSpeed – это более проворные и быстрые коньки, поэтому монолитный ботинок получил маркировку Speed (One Piece Boot Speed): чуть меньшая жесткость дает коньку необходимую для мобильности голеностопа гибкость. Если говорить о семействе Tacks, то оно всегда строилось вокруг мощности и эффективности передачи энергии: поэтому они и получили соответствующую приставку Power (One Piece Boot Power). Реализовывалась эта сила за счет самой высокой жесткости ботинка — 215 единиц и именно эти свойства такая позволяют Tacks минимально деформироваться под нагрузкой, без потерь передавать усилие на лед, наилучшим образом поддерживать голеностоп в динамике.
В новом поколении для топовых коньков был подготовлен композит нового поколения — FORS. Он также имеет плетеную структуру, как и RFM (Rocketframe) с внешним слоем также из углеродного волокна, используемым ранее, но новинка обладает более продвинутыми характеристиками и соотношением вес-жесткость, а также ресурс и длительность сохранения своих свойств. Конек XF Pro получился очень красивым в плане дизайна, но поверхность его не только глянцевая, но и почти черная. Разумеется, при таких исходных данных они обречены активно собирать различные повреждения: в данном случае я просто хочу предупредить, не стоит потом расстраиваться, что эта красота будет потихоньку увядать, это неизбежно.
В целом, обновление прошло вполне успешно: на данный момент ни разу не слышал о каких-то нареканиях в плане поломки конструкции корпуса ботинка, а вот поверхность оказалась чуть менее стойкая в сравнении с прошлыми AS-V Pro, которые показали очень высокую стойкость к агрессивным воздействиям: ударам и порезам. В XF Pro нет вопросов к самому композитному материалу, он скорее лишь к внешнему покрытию, которое несет декоративную функцию. Местами при сильном ударе графика скалывается, будто тонкая скорлупа, под которой мы можем матовую плетеную поверхность самого композита FORS. Не думаю, что это проблема: в открытых местах композит никак не замечает потерю декоративного слоя и ведет себя абсолютно нормально, но эстетам я бы советовал эти места просто закрашивать: это сохранит и внешний вид, и вы восстановите внешний слой ботинка.
Если говорить о XF 80, то здесь также заявлено использование в качестве материала усиленный композитный материал, но внешне это похоже на армированный пластик. На поверхности нанесен рисунок, имитирующий плетеную структуру, но, именно по ощущениям, чтобы это передать, тактильные свойства ближе всего к ботинку Ribcor. Поверхность полуглянцевая и она лучше сохраняет свой внешний вид в том плане, что на свету она не так явно выдает свои изъяны, но поверхность явно менее твердая, чем у топового решения, что, как мне кается, ожидаемо.
Что касается конструкции монолитного ботинка: да, она у CCM не совсем полная. Настоящий монолит сейчас есть только у коньков True, а у CCM другая реализация. Это не является каким-то недостатком: коньки Bauer до сих пор делаются по классической схеме, но при этом они прекрасно себя чувствуют на рынке. У CCM есть подошва и ее можно увидеть изнутри (серого цвета): она необходима для обеспечения пространственной жесткости в нижней части ботинка, а также для надежного к нему крепежа стакана, с чем, например, у True есть сложности. У ботинка CCM нет внешней накладки на подошву, под которой и скрывается при традиционной компоновке крепеж корпуса ботинка к подошве. В данном случае корпус ботинка прямо перетекает в эту внешнюю накладку. Решение вполне удачное: оно выгладит более современно, но также позволяет убрать ненужные элементы крепежа, что снижает вес и делает нижнюю часть ботинка более жесткой. Плюс монолитная конструкция дает возможность сделать более плавное и естественное огибание ребра стопы, что увеличивает с ней пятно контакта, а также повышает уровень защиты: образуется некое ребро жесткости, лучше сопротивляющееся ударной нагрузке.
Отличием конструкции монолитно ботинка у XF 80 как раз является отсутствие этой внутренней подошвы. Единый массив корпуса ботинка переходит из боковых стенок прямо в подошву, но это означает, что нижняя часть ботинка будет менее жесткой, что, опять же, логично если мы сравниваем профессиональный конек, рассчитанный на максимально интенсивную нагрузку, и конек просто продвинутого уровня.
Пластиковый мысок в случае CCM является полностью отдельным элементом, который крепиться к ботинку на специальные посадочные пазы и заклепки, которые видны с наружной стороны. Если в модели AS-V Pro на стыке мыска и боковой стенки ботинка был очень грамотно предусмотрен бампер из жесткой резины (или это такой полимер), то в XF Pro этот элемент стал более компактный. Внешне это выглядит более эстетично, но при этом прилично упали его защитные свойства, что во время теста было ощутимо. В данной области самая широкая часть стопы максимально плотно прижимается изнутри к корпусу ботинка и удар сюда традиционно очень болезненный. В случае с XF 80 это уже даже не усиленный полимер, а просто слой синтетической кожи, дающий соответствующий уровень защиты.
Сам пластиковый мысок изменил свою форму. На глаз сложно определить, но мне кажется, что у XF Pro она максимально скругленный по очертаниям при взгляде сверху, а XF 80 больше похож на вариант AS-V Pro. Все достаточно близко и для CCM всегда была характерна именно такая скругленная форма, в то время, как Bauer долго делал более прямоугольные варианты. В плане защитных свойств скругленная форма лучше: совершить в нее акцентированный удар сложнее и чаще шайба просто пойдет по касательной. Минус, очевиден, такая форма ближе сжимает пальцы друг к другу, что не всем нравится.
А вот высота существенно отличается и это легко замерить. У XF Pro мысок стал экстремально компактный: он на 3 мм ниже, что создает очень низкопрофильный силуэт. Это очень важный элемент, который является одной из составляющей посадки нового уровня. Если говорить о XF 80, то мысок данной модели на 5 мм выше AS-V Pro и на 8 мм выше XF Pro.
Думаю, что уже заметили отсутствие системы крепления сменных защитных языков XS Tongue System. Да, в новом поколении Tacks от нее отказались. Но один вариант, похоже, что аналогичный тому, что устанавливается в XF Pro, будет продаваться: это повально, что CCM не бросает тех, кто купил коньки с этой системой и они смогут приобретать новые языки для замены. Крепление языка к ботинку снова стало классическим: он пришивается к верхней кромке пластикового мыска.
Сама идея системы XS Tongue System вполне понятная и рациональная. Язык подвергается очень мощному разрушающему воздействию как со стороны шнуровки, так и ударов шайбой. Вдобавок постоянное сгибающее усилие при каждом шаге. В итоге он приходит в негодность и возможность его поменять — это большой плюс. И система XS Tongue System позволяла это сделать легко и быстро самостоятельно, но за это приходится расплачиваться некими эргономическими моментами, а также высокой стоимостью за фирменные языки. Сейчас особо ничего не поменялось: можно выбрать новый язык и отнести в обувную мастерскую, где на станке его смогут также пришить к пластиковому мыску. Не обязательно даже приобретать продукт от CCM и можно выбрать продукт от других брендов. Например, True, но стоят они также немало. Оптимальный вариант — это языки от ярославской фабрики V76. Стоят они буквально копейки, но это отличные языки: есть уже три вида и уверен, что большинство они не разочаруют. Также напомню, что язычок — это не только про защиту от давления шнурками и удара шайбой, но возможность регулировать посадку стопы в ботинке: разная толщина может корректировать ее глубину и лучше прижать ногу к подошве.
Не смотря на то, что у XF Pro очень низкий по высоте пластиковый мысок, я не ощутил никакого дискомфорта: его верхняя горизонтальная часть не упирается в мне в подъем в области основания пальцев, как это было в AS3 Pro. Все сделано очень эргономично. Скрывать не буду, компактные размеры мыска сначала дают некое странное ощущение: там практически не осталось негативного пространства и пальцы уже максимально плотно сидят в этом пластиковом пенале. Но, как и сказал выше, с мыска и начинается общая концепция посадки совершенно нового для CCM уровня.
Что касается языка, то XF Pro досталась та же модель FlexMotion c комфортной пеной ADPT Comfort, которая дебютировала в коньках CCM JetSpeed FT6 Pro и собрала очень позитивную обратную связь. Не могу сказать, что язык идеальный. Как обычно, есть свои плюсы и минусы. На мой взгляд, что в нем уклон слишком сделан на комфорте, адаптивности и гибкости, но сделано это в ущерб защите. В итоге вариант от AS-V Pro будет явно выигрывать в плане защитных свойств. Новый FlexMotion может не всегда справляться с защитой от давления шнурками: стягивать такой жесткий ботинок приходится достаточно сильно и временами мой высокий подъем испытывал неприятные моменты. По защите от попадания шайбой — очень средние показатели. С другой стороны, он очень удобный. Его основа — тонкий черный войлок, который снаружи обшит несколькими синтетическими вариантами, но только центральная его часть хорошо справляется с агрессивным воздействием. Боковые области за время теста стали протираться: здесь используется более мягкий материал, которые делает язык боле гибким и дает ему возможность легко принимать форму подъема стопы. Центральный щиток легко гнется вперед, но он имеет полужесткую конструкцию. Основная фишка данного языка заключается в использовании очень мягкой и комфортной пены ADPT: да, она очень приятная и жаль, что она идет не по всей длине языка. Понятно, что она отвечает только за комфорт и адаптацию к форме стопы игрока, но если к ней добавить хорошую защиту, то могло бы получится очень даже интересно.
Как ни странно, но язык в XF 80 оказался более мощным по защите. Он основан на достаточно классической и проверенной схеме. Здесь более толстый слой черного войлока, который снаружи обшит более грубой и износостойкой синтетической кожей. В центральной части есть толстый слой пены, которая добавляет языку объем: он позволяет регулировать глубину посадки. Если у стопы низкий подъем, то язык может частично заполнить это негативное пространство, а если он выше, то пена может сжиматься. Т.е. достаточно классический механизм адаптации посадки. Центральный щиток выполнен из очень жесткой пены, которую мы раньше видели в в моделях CCM верхнего уровня. В итоге язычок у XF 80 коньков может менее комфортный, но явно более практичный.
Что касается линии люверсов, то многие считают, что у CCM какая-то несовременная схема их изготовления. На самом деле отверстия просверливаются прямо в композитной корпусе ботинка: только потом уже поверх пришивается накладка из синтетической кожи и устанавливаются металлические люверсы. Т.е. более монолитной и интегрированной схемы с люверсами представить себе просто невозможно. На каких-то коньках CCM не устанавливал эту накладку из синтетической кожи: например те же Super Tacks AS3 Pro. Выглядит это более современно, но думаю, что дело в надежности фиксации металлических колец люверсов: без этой накладки их трудно прижать к тонкому композитному корпусу ботинка. Из отличий, у XF Pro металлические кольца люверсов неокрашенные и имеют приятный матовый цвет, подходящий под общую концепцию дизайна, а в случае с XF 80 их покрасили снаружи в черный цвет (с внутренней стороны это цвет матового алюминия).
Верхняя кромка ботинка у обеих моделей имеет примерно одинаковую по свойствам комфортную накладку (достаточно плотная и приятная в плане контакта) и линию уклона от люверсов к заднику Flex Tendon 3.0 (со вставкой для усиления из композитного материала FORS). Задник скорее также, как и в случае с AS-V Pro, не является монолитным продолжением ботинка, а закрепленный отдельный элемент. У XF Pro и XF Pro они имеют одинаковую форму и степень жесткости, просто у топовой модели он не просто пластиковый, как и более доступной модели, а внутри него используется еще композитный материал FORS. Мне нравится, что визуально задник намного органичнее вписан в дизайн коньки и из-за этого он выглядит так однородно. В сравнении с PowerFlex у AS-V Pro задник стал прилично более тугой. Скорее это сделали для повышения его надежности и долговечности, но в катании он не вызывает никаких неудобств: при шаге он вполне комфортно проявляет свои гибкие свойства и на него не обращаешь внимание. А это верный знак, что все в CCM сделали грамотно. Повышенная жесткость задника на избавляет пользователя быть с ним аккуратным и не не использовать для снятия конька с ноги с его помощь: это также может спровоцировать его поломку.
Голеностоп в XF Pro стал работать менее свободно в сравнении с AS-V Pro. Все дело в измененной геометрии. Ботинок стал выше и он также имеет асимметричную форму: внутренняя сторона выше внешней. Это позволяет повысить мобильность работы голеностопа, но сохранить эффективную передачу (фиксацию голеностопа) при разгоне (отталкивания ото льда). Если в AS-V Pro в передней (самой высокой ) части внешней стороны я намерил значение в 154 мм, но за счет скошенной кромки по центру, где обычно я и делаю замер, показатель составлял уже 144 мм. Если говорить о внутренней стороне, то имеем значения 156 мм и 148 мм в передней и задней части ботинка соответственно.
В XF Pro высота стала еще больше. Внешняя сторона 162 мм и 152 мм в передней и задней части ботинка соответственно. На более высокой внутренней стороне это превращается в 162 и 156 мм соответственно.
Если вспомнить оригинальные Super Tacks, то высота ботинка была 152-153 мм (при размере 10D), что не каждому могло быть удобно: голеностоп работает свободно, но его поддержка была небольшой и этот факт требовал от игрока более подготовленных физически ног. В AS1 ботинок стал выше (на память — около 156 мм), что сразу увеличило интенсивность поддержки при сохранении хорошего уровня мобильности. В Super Tacks AS3 Pro высота ботинка уже составляла примерно 160 мм. Из-за не совсем удачной схемы ботинка (а не из-за его высоты) именно в AS3 Pro голеностоп был очень зажат и нога оказывалась крайне ограничена в диапазоне движений.
В новых XF Pro в CCM предложили некую гибридную схему, которая предлагает, на мой взгляд более сбалансированную асимметричную схему в сравнении с AS-V Pro, где ботинок оказался слишком низким. Для опытного пользователя это не будет проблема, но XF Pro просто подойдет большему количеству игроков, которые получат лучшее сочетание мобильности (подвижности) голеностопа и поддержки, которая помогает при разгоне, торможении и совершении маневренности. Мне кажется, что здесь также можно поставить новинке плюс в плане правильности конструктивных изменений. Лично мне кататься в XF Pro нравится в этом плане намного больше.
В XF 80 асимметричная схема сохранена, но цифры немного будет отличаться. По центру кромки, где я всегда делаю замеры, внутренняя стенка показала высоту 150 мм, а внешняя уже 148 мм.
Внутри обоих коньков установлена стелька Ortholite, но в XF Pro это версия Ultra. Версия коньков XF 80 очень похожа на то, что мы видели в AS-V Pro. Пена тонкая, но плотная и из-за этого после катание бывало ощущение, что будет 1.5 часа прыгал на пятках по полу. Слишком жесткая и ей явно не хватает амортизации. Здесь нет нанесение противоскользяцщим составом, но появилась перфорация для отведения влаги. Текстура поверхности грубая и вполне цепкая. А вот версия у Ultra в коньках XF Pro порадовала своими свойствами. Стелька стала толще и поверх плотной пены нанесли слой очень мягкой: она дала прямо очень приятный эффект. Вкупе с ощущением посадки ноги в ботинке это получилось прямо очень органично. Здесь также есть дренажная перфорация, но добавлено противоскользящее покрытие по большей части контура, к слову, эффект от которого реально чувствуешь.
Под стелькой в XF Pro мы можем увидеть ту самую внутреннюю подошву и дренажное отверстие, через которое из ботинка отводится излишки влаги. В случае с XF 80 этой дополнительной подошвы уже нет. Стоит следить за фиксацией внутреннего лайнера: в данном случае он остался не закрыт внутренней подошвой и, если краешек где-то начнет задираться, то лучше его сразу подклеивать. Если этого не сделать, то он будет отдираться все больше и в какой-то момент начнет выправляться и из-под стельки, способствую натиранию ноги.
Внутренний лайнер в обоих коньках похож в плане визуального эффекта, но они очень разные. В более дешевой модели это просто ворсистая (для большей цепкости) микрофибра, что вполне логично в данной ценовой категории. Отмечу наличие защитного нанесения в области верхней кромки ботинка и трех верхних люверсов. А когда-то такие вещи были атрибутом топовых коньков.
В топовой модели XF Pro используется внутренний лайнер TotalDri Pro c антибактериальной технологией Polygiene. Материал с объемной текстурой (возможно это работает как протектор — отводит влагу в углубления и убирает водяную пленку, сохраняя контакт с ногой игрока) и очень цепкий, а также здорово смотрится визуально. В верхней части также предусмотрено защитное нанесение: его границы сделаны незаметными и они не натирают кожу при эксплуатации.
Технология Polygiene — это антибактериальная обработка, которая призвана бороться с бактериями, следы жизнедеятельности которых являются причиной появления неприятного запаха. Не стоит на нее очень сильно надеяться: ее эффект конечен и запах в ботинке обязательно появиться, просто чуть позже. Могу лишь посоветовать стандартные шаги по уходу за коньками: обязательно вынимайте всю экипировку из сумки после тренировки, извлекайте стельку, которую промывайте холодной (едва теплой) водой и сушите отдельно. Ботинок внутри протрите тряпкой и обрабатывайте раз в 3-4 тренировки специальным нейтрализатором запаха. Не сушите коньки рядом с источниками тепла, только естественная сушка при комнатной температуре.
К подошве конька приклепаны стаканы Speed Blade XS. Геометрия их соответствует SB 4.0, но крепление лезвий в этом случае производится не на болты, а с помощью механизма, не требующего инструмента. Для смены лезвия достаточно несколько раз провернуть специальный барашек и закрутить обратно, чтобы зафиксировать железку. Из всех систем быстрой замены лезвия реализация от CCM мне нравится больше всего: с ней просто меньше всего сложностей и чаще все работает без нареканий. К слову, обратите внимание, что металлический шип, удерживающий (по крайней мере раньше) был металлический только в нескольких верхних моделях линейки (которые подразумевают более профессиональное использование), а у более простых моделей он будет пластиковый. Но если смотреть на XF Pro и XF 80, то в обоих случаях он металлический: возможно это разделение осталось в прошлом или пластиковый шип остался только в самой младшей модели.
Отличия в стаканах SB XS в случае с XF Pro и XF 80 в том, что у топовой модели его обновленная версия с увеличенным в размере барашком. У него прорезиненная поверхность в виде маленьких шипов, а не продольных насечек, а увеличенные размеры позволили уменьшить количество оборотов, необходимых для смены лезвия. У XF 80 стакан остался прежней ревизии, который использовался в AS-V Pro.
Крепится стакан к ботинку на 14 заклепок, в случае с XF Pro 4 из них будут медными для большей жесткости, а у XF 80 только две. В связи с изменением размерной сетки (об этом далее) стакан имеет размер 280 вместо 287. Сначала было непривычно, но со временем привык, чему способствовало профилирование лезвия и изменение стандартного радиуса с 10 ft на вариант 13 ft.
Модель AS-V Pro стала первым флагманом семейства Tacks, где мы получаем лезвия Step. Как раз в тот период времени CCM поглотил самого именитого и известного производителя железок, которые сделали себе имя не только за счет фирменного черного углеродного покрытия, но и, самое главное, четкой геометрии своей продукции — у Step очень жесткий контроль качества. Вспоминаем времена, когда мы покупали топовые коньки за большие деньги, но в них были достаточно посредственные лезвия. Теперь у CCM идут Step, а Bauer предложили своим пользователям практически аналогичный опыт с моделями Pulse. Про Step особо сказать даже нечего: топовые полированные BlackSteel с углеродным покрытием обладают выдающимися эксплуатационными свойствами. Единственный их недостаток — это цена.
Топовые коньки идут с флагманскими Step BlackSteel, а коньки XF 80 поставляются с достаточно базовыми XS1 Pro. Приставка Pro в данном случае, скорее всего, указывает на увеличенной высоте железки.
Семейство Tacks с сезона 2022 года (сама система Fit дебютировала в 2021году в семействе JetSpeed – FT4 Pro) получило новую систему Fit, основанную на трех стандартных посадках. Ранее три семейства коньков CCM были выстроены как по философии катания, но основное отличие было именно в разной посадке, которая подходила определенным пользователям. Совокупность трех семейств, выпускаемых с двумя вариантами полноты, перекрывала почти весь спектр стоп.
С появлением системы Fit линейки коньков стали разделяться именно по стилю катания, а за посадку стал отвечать один из трех Fit, который регулирует не только ширину передней и пяточной части стопы, но и подъем. В итоге, вы можете выбрать конек из той линейки, которая вам больше нравится, и подобрать комфортную посадку за счет Fit. Так например, у вас широкая стопа и вы были вынуждены использовать самое широкое семейство Ribcor, но вы всегда хотели узкий JetSpeed. С появлением системы Fit это стало реально: берете понравившийся JetSpeed c Wide Fit и наслаждаетесь новыми коньками.
Здесь оговорка, что не всегда эта теория работает на практике так гладко. Конструктивно ботинок у каждой из линеек прилично отличается и, разумеется, это будет сказываться на посадке. Поэтому могу дать рекомендацию мерить все линейки в подходящем вам Fit: так вы найдете действительно оптимальное для себя решение. Также стоит помнить, что с выходом новых коньков параметры каждого из Fit могут меняться: массив данных, полученных после сканирования стоп, постоянно увеличивается и производитель будет вносить изменения в геометрию, чтобы оптимальным образом распределить все формы стоп на три Fit. К слову, можно отметить, что двух верхних профессиональных моделях CCM стандартно предлагает только Tapered и Regular Fit, а версию Wide можно было приобрести только по предзаказу. Скорее это показывает, что профессиональные коньки чаще выбирают с более плотной профессиональной посадкой: пользователи более продвинутых моделей пытаются достичь более жесткого контакта ноги и ботинка для достижения лучшего пользовательского опыта. В то время, как в моделях ниже уровнем мы видим только Regular и Wide Fit, что показывает желание приобрести чуть более свободный и комфортный ботинок (который может будет удобен под двойной или толстый носок для эксплуатации на улице).
В целом, на сайте есть очень подробный материал на тему Fit у бренда Bauer, но принцип будет аналогичным и вы легко поймете суть нового подхода, который имеет множество преимуществ на старым решением. Просто замените Vapor на JetSpeed, Supreme на Tacks, а Nexus на Ribcor.
Что касается размера и его выбора. Здесь будет очень полезно прочитать данный материал. Вообще советую не конвертировать свой размер конька, а сделать корректные замеры или дома (пока не подготовил прямо отдельную запись на эту тему, но подробная инструкция есть в этом материале), или можно сделать сканирование с помощью новой FitLab от Bauer – там можно получить четкий результат линейных параметров стоп. На основе этих данных предварительный дистанционный подбор размера будет наиболее корректным или близким к этому. Повторюсь, важно прочитать материал по ссылке выше, чтобы лучше понимать текущие реалии выбора размера конька.
Похоже, что с появлением системы Fit у CCM немного сместилась размерная сетка. В линейке Tacks нового поколения, начиная с Super Tacks, и далее AS1 и AS3 Pro мне подходил размер 10D. Только первый Tacks (2014 года) был у меня в размере 9,5D, но там была совсем другая база. А вот уже AS-V Pro я выбрал себе в размере 9,5 Tapered Fit. Т.е. смещение продольного размера относительно прошлых трех моделей составило 0,5 размера. От этого и стакан у меня также стал меньшего размера. В XF Pro и XF 80 мне также подошел продольный размер 9.5, но у XF Pro я взял Tapered Fit, а у XF 80 Regular Fit по причине, что данная модель предлагается только с Regular и Wide Fit.
Длина моих стоп 288-290 мм. По таблице ниже выбираем размер в меньшую сторону по длине. В моем случае — это 286 мм, что соответствует продольному размеру 10. Далее нам необходимо вычесть смещение в 0.5 размера, которое появилось с системой Fit. Таким образом и получаем продольный размер 9.5.
Замеры ширины стопы позволят нам определить ее коэффициент (длину каждой стопы делим на ее ширину). У меня это значение примерно 2.76 — это узкая стопа, которая подходила в старой системе для Vapor D у Bauer и JetSpeed D у CCM. Именно по этой причине я и выбрал Tapered Fit, который максимально близок к JetSpeed D. Таким образом и получается мой размер 9,5 Tapered Fit.
У меня не совсем стандартная стопа: она узкая, но подъем у нее достаточно высокий. Была выявлена закономерность, что у узкой стопы чаще низкий подъем, а у широкой — наоборот, высокий. При выборе размера больше советую смотреть на ширину, а с глубиной ботинка обычно можно как-то решить вопрос, чтобы добиться более-менее удобной посадки.
Также отмечу, что у CCM не было в старой системе посадок (D/EE) и пока не выявлено в новой (система Fit) зависимости продольного размера от выбранной полноты и Fit, как это реализовано у Bauer. Это упрощает выбор, при котором не приходится корректировать продольный размер после определения полноты / Fit. Косвенно это подтверждает размерная сетка стаканов, которая имеет прямую структуру, а не лесенкой, как в случае с Bauer. Поэтому, определив, что мне нужен продольный размер 9.5, я просто выбираю нужный мне по параметрам Fit без изменения продольного размера. Опыт с Regular Fit у XF 80 только подтвердил данное предположение.
Что касается формовки ботинка. Модель AS-V Pro стала первым представителем Tacks, где была реализована система Game Ready Fit первого поколения. Далее в JetSpeed FT6 Pro появилась система Game Ready Fit второго поколения, которая стала еще более продвинутой. И вот в XF Pro мы получили уже систему Game Ready Fit третьего поколения. Это процесс предформовки ботинка прямо на фабрике, в результате которой ботинок выходит готовым к эксплуатации: линия люверсов уже более загнута и не топорщится, как это было раньше с коньками CCM. Различия ботинка с этой системой и без нее прекрасно видны на примере XF Pro и XF 80. В топовой модели можно начать кататься даже без формовки, а вот с XF 80 это будет проблематично. В случае с XF Pro я бы советовал, разумеется, формовку сделать, т.к. станет прилично удобнее. Тут лишь напомню, что формовка не является процессом лепки ботинка по ноге: вы изначально должны подобрать правильный продольный размер и Fit, а формовка просто позволит убрать некоторые шероховатости посадки, не более. Очень рекомендую прочитать данный материал о процессе термоформовки. Сделав эту процедуру вы повысите пятно контакта с ботинком, что повысит вашу эффективность и уверенность в контроле над коньками.
Процесс формовки коньков (инструкция есть в каждой коробке с коньками на листке — один лист с гарантийными условиями, второй — правила использования системы смены лезвия и с инструкцией по формовке) несколько усложняет необходимость обеспечить нагрев в 104 градуса (по Цельсию). Это намного больше конкурентов и по этой причине я провожу ее дома в печи: если у вас электрическая духовка и есть режим нагрева исключительно конвекцией, то все можно сделать в ней. Важно избегать контакта корпуса ботинка разогретых металлических частей. Для этого советую постелить на дно печки фанеру / доску / плотный картон: греть коньки можно будет по одному, положив их на покрытое дно печки носком вперед к задней стенке (где расположен вентилятор). Если дома вы делать эту процедуру не хотите, то грейте в специальной печке в магазине до момента, пока корпус ботинка не станет достаточно подвижным. Совет: лучше вынуть коньки раньше, чем передержать! Если итоговый результат не устроит, то формовку можно будет переделать еще несколько раз.
По инструкции нужно поставить коньки в разогретую печь до нужной температуры на 2 минуты, но этого времени не хватает. Советую подержать их минуты 4, но точно не более 5 минут. Шнуруем аккуратно: шнурки тянем в стороны, чтобы не провоцировать выпадение люверсов. Очень хорошо если кто-то будет помогать удерживать затяжку шнуровки. Далее сидим с согнутыми в коленях ногами под углом 90 градусов до полного остывания ботинка (проверяется по пяточной части, она остывает дольше всего — обычно минут 15). Производитель запрещает вставать, это может повредить конек. На лед можно выходить по рекомендации CCM через 12 часов после проведения формовки.
Как обычно, своими впечатлениями после теста я делюсь с вами в видео.
Вывод: начну с модели XF 80. Не буду скрывать, я не ожидал получить конек такого уровня от модели, которая стоит лишь на одну ступень выше XF 70. В моем понимании конек из этой части линейки подойдет только для активного отдыха: массовое катание или хоккей на уровне дворового. Времена поменялись и нынешний подход выглядит логичным: вывод моделей для активного отдыха в отдельную категорию продукта (Bauer сделал таким же образом) и оставлением в линейке только коньков, которые можно использовать для игры в хоккей. Это очень похоже, как они поступили с защитой — экипировка XF 80 вроде находится внизу, но это аналог по защите моделям среднего уровня, т.е. это нормальная защита для полноценной игры в хоккей. Повторюсь, XF 80 видится мне каким-то здравым минимум для того, кто хочет играть в хоккей, но при условии, что вокруг не играю хоккеисты более высокого уровня: ботинок данных коньков не всегда сможет надежно защитить от их броска. В плане катания их жесткости для начинающего (при стандартной +/- массе тела) вполне будет достаточно, но пока именно модель XF 90 выглядит как лучшее предложение по балансу характеристик.
Что касается нового флагмана — XF Pro. Лично для меня уже и AS-V Pro, как продукт, были крайне мощными, но в CCM смогли сделать продукт еще лучше. Основное лично для меня — это новая посадка. Никогда конек CCM настолько плотно не прилегал к ноге (думаю, что новые JetSpeed FT8 Pro получат такое же свойство, а может станут еще лучше в этом плане) так близко и плотно. Это уже похоже на заход на территорию True, которые в плане посадки пока остаются лидерами. В CCM смогли создать похожее чувство единства с ботинок, что не только комфортно, но и повышает уровень контроля в катании. Да, в CCM используют больше пены, чем True, для создания обволакивающего эффекта, но ощущается это очень здорово и дарит абсолютно новый для CCM опыт эксплуатации. Плюсом мы получили новый композитный материал в конструкции ботинка, который пока показывает себя вполне достойно, но больше внимания уделю изменению геометрии ботинка: его сделали выше AS-V Pro, что, почти уверен, понравится намного большему количеству пользователей: они просто проще и дружелюбнее в катании, лучше сбалансированы по основным критериям — мобильность работы голеностопа и его поддержка. В итоге XF Pro, по всем совокупным свойствам, не идеальны, но это лучшие CCM, которые у меня были, но теперь очень интересно посмотреть на JetSpeed FT8 Pro: возможно там посадку смогут вывести на ее более высокий уровень, хотя и реализация на уровне XF Pro для JetSpeed будет также отличным апгрейдом относительно FT6 Pro.
Автор: Стельмах Алексей
🟠 Присоединяйтесь к группе ВКонтакте и подписывайтесь на канал проекта в Telegram